• ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ • НЕФТЯНОЙ КРИЗИС |
• ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ • НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ |
СТАТЬИ | О НЕФТИ И ГАЗЕ | ГЕОПОЛИТИКА | ФОРУМ |
Последняя Большая Игра (#5)Геополитический триллер
В 1968 году был образован Римский клуб - организация, объединившая политических деятелей, бизнесменов и ученых разных стран мира. Целью деятельности клуба было обозначено стимулирование изучения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Первый доклад Римскому клубу был подготовлен группой американских ученых под руководством Дэнниса Медоуза. Он был озаглавлен "Пределы роста", опубликован в 1972 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. В докладе были описаны несколько математических моделей, построенных на экстраполяции наблюдавшихся тогда тенденций роста населения и истощения известных запасов природных ресурсов. Расчеты, выполненные по этим моделям, показали, что уже в первых десятилетиях XXI века человечество ждет катастрофа: минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым. Существует версия, что следствием именно этого доклада стал произошедший в 1970-х перелом в динамике мирового потребления нефти - его экспоненциальный рост был приостановлен. Но вот теперь, когда мы вплотную подошли к обозначенному в "Пределах роста" рубежу, поднятые в докладе вопросы вновь становятся актуальными. Обобщая, их можно сформулировать так: "Сколько "золотых миллиардов" способна содержать наша маленькая планета"? Часть 5. У пределов ростаМировая статистика запасов и потребления углеводородных ресурсов (см. графики) на первый взгляд не внушает серьезных опасений. При сохранении нынешних темпов добычи, разведанные на сегодняшний день запасы нефти были бы исчерпаны приблизительно через 40 лет, а газа - через 65. Причем запасы эти пока не начали сокращаться. Таким образом, есть впечатление, что проблемы в энергетике возникнут не раньше, чем поколение выбравших "Клинское" соберется выходить на пенсию. На этом можно было бы и успокоиться, но при чуть более подробном рассмотрении ситуация сразу становится тревожной, чтобы не сказать угрожающей. Мы рассмотрим стратегию поведения основных мировых игроков на современном энергетическом рынке: США, ЕС, Китая и ОПЕК. "Энергетическая сверхдержава" Россия нам особенно интересна, поэтому ее мы оставим на сладкое. Вся используемая в статье статистическая информация взята из Statistical Review of World Energy 2006 компании США практически безраздельно контролируют ресурсы своих соседей по Северной Америке - Канады и Мексики, поэтому их будем рассматривать в совокупности. США - крупнейший потребитель углеводородов в мире и сильнейший игрок на этом рынке. Пик нефтедобычи в этой стране пришелся на начало 1970-х годов и с тех пор она постоянно снижается. Как видно из графика, в последние 25 лет США предусмотрительно сосредоточились на потреблении запасов Мексики и немало в том преуспели - ее запасы сокращались значительно быстрее американских. В целом, можно сказать, что углеводородные запасы региона постепенно снижаются, а потребление растет умеренными темпами. Это вызывает серьезную озабоченность в американском истэблишменте, т. к. ставит страну во все возрастающую зависимость от "нестабильных недемократических режимов". В качестве примера можно привести недавнюю Собственно, основные положения энергополитики нынешней американской администрации Дик Чейни обозначил еще в 1999 году, во время выступления в Лондонском институте нефти. Процитируем один абзац: "По некоторым оценкам, в последующие годы мировой спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на два процента, тогда как естественное сокращение добычи из существующих запасов будет составлять, по крайней мере, три процента. Это значит, что к 2010 г. нам будет не хватать дополнительно 50 миллионов баррелей в день. Так откуда же возьмется нефть? Правительства и национальные нефтяные компании, очевидно, контролируют около 90 процентов запасов. Нефть, по существу, остается делом правительств. В то время как во многих регионах мира имеются большие нефтяные возможности, Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой низкой ценой - по-прежнему то место, где, в конечном счете, находится приз. Даже если компании сильно озабочены доступом к этим ресурсам, прогресс остается у них небольшим. Верно то, что технология, приватизация и раскрытие целого ряда стран создали множество новых возможностей по всему миру для различных нефтяных компаний, но, оглядываясь в начало 1990-х гг., ожидалось, что значительная часть новых мировых ресурсов придет из бывшего Советского Союза и из Китая. Конечно, это случилось не вполне так, как ожидалось. Вместо этого случились тревожные успехи, породившие эйфорию процветания в 1990-х". Абзац взят из нашумевшей в последние дни Усилия США в деле обеспечения своей энергобезопасности (а также, обеспечения доминирующего положения в мире) подкреплены серьезными аргументами. Они сосредоточили в крупнейшем нефтеносном регионе мира - Персидском заливе - серьезные силы. Место, где находится приз Степень серьезности аргументов вы можете оценить воочию, взглянув на Землю из космоса с помощью сервиса системы Google. Вот только некоторые из американских баз в этом регионе:
И так далее. Подробнее можно посмотреть Единственная страна региона, не подконтрольная США - Иран (вторые запасы в мире) - находится под постоянным давлением. Нынешняя озабоченность американцев понятна. Если Иран получит ядерное оружие, количество военных баз в регионе уже не будет иметь принципиального значения, так как поставки нефти из него могут быть сорваны в любой момент и надолго. На Венесуэлу, обладающую пятыми в мире запасами нефти, влияние США в последние годы также ограничено. По всей видимости, американцам пока просто не до нее. Ведь приз находится не там. :) Официально в настоящее время энергетическая стратегия США строится в соответствии с "Национальной энергетической политикой" (НЭП), принятой в мае 2001 года (см. например,
Итак, мы видим, что американская администрация достаточно последовательно и более чем настойчиво защищает интересы своих избирателей и национальных корпораций в энергетической сфере. Солдаты занимают позиции, ученые работают в лабораториях, дипломаты давят на иностранных партнеров. Процесс идет. Но о сильной его эффективности, в свете ситуации в Ираке, говорить сложно. В том, что эти направления действий будут сохранены до 2008 года, сомнений нет. Дальнейшее зависит от новой администрации, а также от успехов в достижении стабилизации в Ираке. Но вряд ли курс будет изменен принципиально - все предпринимаемые меры носят долгосрочный характер. ЕС: чистый воздух - прежде всего!ЕС - второй крупнейший потребитель энергии в мире. Он также является естественным рынком для норвежских углеводородов, поэтому их мы тоже рассмотрим вместе. До ценовых шоков 1970-х добыча нефти и газа в Европе была невелика, по причине обделенности Европейского континента этими ресурсами и избытка дешевого импортного сырья. Но скачек цен, во-первых, сделал рентабельной добычу на шельфе Северного моря, а во-вторых, заставил европейцев озаботиться энергетической безопасностью. С той поры они жили счастливо, пока североморские месторождения не начали истощаться, а "газовая война" между Россией и Украиной зимой 2005/06 годов вновь не подняла вопрос о надежности энергоснабжения. Собственно, именно эти "военные действия" и заставили ЕС озаботится разработкой единой энергетической политики, которой до сего момента, как это ни покажется странным, не существовало. Кстати, именно ее отсутствие и позволяет в настоящее время России достаточно эффективно играть на разногласиях внутри ЕС и, например, строить СЕГ в обход Польши и стран Балтии. Что характерно, первым к созданию единой европейской энергополитики призвало Европейское агентство охраны окружающей среды (EEA). Итак, ситуация на данный момент такова:
Как видим, положение не самое блестящее. Что касается вырабатываемой в настоящее время общей энергополитики ЕС,
Идеологи новой энергополитики собираются заставить компании конкурировать за воду и воздух. Для этого планируется изменить налоговую систему. "При нынешней налоговой системе выгоднее инвестировать в строительство гигантских электростанций, работающих на газе или нефтепродуктах, но в рамках новой налоговой системы выгодными объектами сразу станут ветряки или солнечные батареи" Значительная часть существующей сегодня энергополитики структур Евросоюза связана с Российской Федерацией. Обычно она состоит в попытках склонить Россию к ратификации крайне невыгодной для нее Европейской энергетической хартии. После обвинений в применении "энергетического оружия" такое поведение руководства ЕС выглядит несколько странно. Что бы ответил Советский Союз Соединенным Штатам, если бы они предложили ему в одностороннем порядке избавиться от ядерного арсенала? Но, судя по информации, поступавшей с прошедшего недавно неформального саммита стран ЕС и России в Лахти, такие очевидные вещи плохо доходят до европейского руководства. Вероятно, осознание реальной ситуации придет не раньше, чем жареный петух начнет настойчиво стучаться в известные части тела руководителей ЕС. Таким образом, мы видим, что позиции ЕС на энергетическом фронте сегодня слабы. Предпринимаемые руководством Евросоюза меры по обеспечению энергобезопасности напоминают стремление "и невинность соблюсти, и капитал приобрести". Как правило, подобные действия к успеху не приводят. Китай: рост любой ценой!Китай на графиках рассмотрим вместе с Индией, так как ситуация в них достаточно схожа. Население этих стран в совокупности составляет почти половину населения Земли, а их экономики быстро развиваются, что делает указанные страны главными возмутителями и без того не слишком спокойного энергетического рынка. Кроме того, ситуация в них является типичной и для большого количества других развивающихся государств. В указанной выше речи 1999 года Дик Чейни излишне оптимистично отозвался об углеводородных резервах и росте спроса на ресурсы со стороны Китая. Ситуация оказалась серьезнее. Сегодня мы видим бурный рост потребления углеводородов при отсутствии роста и без того мизерных запасов нефти и достаточно символических запасах газа. Положение чем-то напоминает начало XX века, когда Германия, не успевшая к разделу мира между великими державами, в итоге решила добывать место под солнцем военными средствами. Страны "золотого миллиарда", так или иначе, контролируют большую часть месторождений, и Китай там совсем не ждут. Хотя сегодня крупнейшими его поставщиками являются Саудовская Аравия и Ангола, он также вынужден искать источники в нестабильных регионах и странах-изгоях - в На приведенном графике видно, как в динамике изменялось среднедушевое первичное потребление энергии в ряде стран Азии в последние 25 лет ( Как видим, потребление в Китае начало достаточно резко расти в 2003-2004 годах. По-видимому, это и является одной из основных причин роста цены нефти на международном рынке. Обращает на себя внимание, что аналогичные явления происходили в Южной Корее несколькими десятилетиями раньше. За следующие несколько лет потребление там увеличилось многократно и постепенно догнало потребление Японии. Что произойдет с рынком нефти, если развитие Китая пойдет по южнокорейскому сценарию? Видимо, этот вопрос некорректен - места на рынке Китаю явно не хватит. При таком развитии событий ему придется либо вытеснять конкурентов, либо останавливать свое развитие. Причем, скорее всего выбор этот за него будут делать Соединенные Штаты: сейчас у них на руках гораздо больше козырей. А значит, выбор будет не в пользу Китая. Другой аспект ситуации. Китай занимает 2-е место в мире после США по уровню загрязнения атмосферы углекислым газом. Основная причина - в активном использовании угля в качестве топлива для тепловых электростанций. Сейчас на угле работает примерно 70% станций Китая, остальные в основном потребляют мазут. На наиболее экологичный вид топлива - газ - приходится лишь 4%, но к 2010 г. Китай собирается довести эту долю до 10% энергогенерации. Причина в том, что уголь в Китае имеется в изобилии, добывается китайскими углекопами и потому дешев. Видимо, он останется дешевле российского газа, когда тот начнет поступать в эту страну. С учетом транспортных затрат газ будет неконкурентоспособен по цене, и его использование будет оправдано только экологически. Да и тянуть газопроводы с севера Сибири в наиболее развитые и густонаселенные китайские Юго-Восточные провинции вряд ли кто-то решится, уж очень далеко. В 2000 году профессор Института центральноазиатских исследований Ланьчжоуского университета Ян Шу в издании "Континент" так описывал некоторые направления развития китайской энергетики:
На сегодняшний день, когда прошла половина указанного срока, можно констатировать следующее:
b. Потребление, прогноз 319 млн. тонн, факт: 327,3 млн. тонн; c. Импорт, прогноз 140 млн. тонн, факт: 166,9 млн. тонн; d. Расходы на импорт, прогноз: $17,75 млрд., факт, вероятно, около $60 млрд. Таким образом, и серьезное наращивание добычи нефти, и серьезное увеличение производства жидкого топлива из угля, в ближайшем будущем проблематичны. Поэтому зависимость Китая от зарубежных поставок углеводородов, по-видимому, будет возрастать. Среди других направлений китайской энергетической политики можно отметить следующие:
Подводя итог можно сказать, что в обозримой перспективе китайская энергетика останется угольной. Следствием этого, а также быстрого экономического роста Китая, станет серьезное ухудшение экологической обстановки в этой стране. Возможно, желание вписаться в рамки Киотского протокола окажет некоторое сдерживающее влияние на китайское руководство, но срок действия этого документа истечет в 2012 году и что придет на смену этому документу сейчас не ясно. И очень может быть, что спустя десятилетие нынешние проблемы с бензольными пятнами на Амуре покажутся нам детской шалостью… Перед Китаем стоят крайне серьезные задачи по модернизации страны, что требует создания в ближайшие годы крупнейшей энергосистемы в мире. Его руководство амбициозно и расчетливо, население трудолюбиво и нетребовательно. Но, по сути, развитие Китая полностью зависит от внешних факторов, которые он не контролирует: зарубежных рынков, импортных ресурсов, инвестиций, технологий и т. д. Кроме того, ему недостает политического веса: система власти в этой стране с точки зрения развитых государств не является легитимной. Если внешние факторы спровоцируют в Китае экономический кризис, в нем может быть потеряна и политическая стабильность. Со всеми вытекающими последствиями. ОПЕК: "хранитель колец"?Страны - члены ОПЕК согласно данным BP контролируют на сегодняшний день более 3/4 доказанных запасов нефти и обеспечивают 41,7% мировой добычи. Поскольку государства объединены в этой организации по признаку общности интересов на нефтяном рынке, но не на рынке газа, совместное рассмотрение их газовых запасов и добычи не вполне корректно. Но мы все же приведем данные и по этому ресурсу, так как они также чрезвычайно значительны. Кроме того, необходимо отметить, что большая часть ресурсов в этих странах контролируется госкомпаниями членов организации. На некоторых графиках часть стран ОПЕК отсутствует. Это связано с тем, что их доля в данных показателях незначительна
Среди стран ОПЕК обращает на себя внимание Индонезия. Добыча нефти в ней падает с начала 1990-х годов, и в 2005 году ее размер оказался ниже размеров потребления этого ресурса (1136 и 1168 тыс. баррелей в день соответственно). Таким образом, Индонезия стала страной нетто-импортером и, вероятно, вскоре будет вынуждена покинуть Организацию стран-экспортеров нефти. Политика ОПЕК, в целом, понятна. Картель заинтересован в поддержании цен на нефть на уровне, который позволял бы получать по-возможности высокий доход от экспорта и при этом не вынуждал импортеров переходить на другие, более дешевые энергоносители. Тем самым, ОПЕК старается поддерживать стабильность рынка на уровне, приемлемом и экспортерам, и импортерам. Механизмом поддержания ценовой стабильности является снижение или увеличение картелем поставок нефти. Возникающий при этом ее дефицит или избыток на мировом рынке способствует росту или падению цены этого ресурса. Каждая входящая в картель страна имеет определенную долю в совокупных поставках организации. Доля эта зависит от объема доказанных запасов страны. В этом, возможно, содержится мина замедленного действия, способная внезапно и полностью разрушить стабильность мирового энергетического рынка. В 1980-годы, когда цены на нефть начали быстро снижаться, картель приступил к сокращению поставок нефти на рынок, чтобы остановить это снижение. Такое развитие событий привело к резкому падению доходов стран-экспортеров, как из-за снижения цены, так и из-за сокращения объема поставок. Возникшие финансовые проблемы вынудили ряд стран ОПЕК предпринять меры, чтобы увеличить доходы. Наиболее удобной возможностью оказалось увеличение доли страны внутри общего экспорта картеля. А самым простым способом увеличить эту долю - увеличить объем своих доказанных запасов. Хотя бы на бумаге. В 1980-е годы внезапно и резко изменили информацию о доказанных запасах в сторону увеличения следующие страны ОПЕК (данные BP):
Общий объем этих приписок составил 317,54 млрд. баррелей, или более 40% общего объема запасов этих стран в 1990 году. Насколько были оправданы эти увеличения - сказать невозможно. Подробная информация о доказанных запасах этих стран является государственной тайной. Другим странным моментом в статистике доказанных запасов стран ОПЕК является их неизменность на протяжении длительного времени. Например, запасы ОАЭ практически неизменны уже 20 лет: с 1986 (97,2 млрд. баррелей) по 2005 год (97,8 млрд. баррелей). Притом, что за это время из недр страны было извлечено более 17 млрд. баррелей нефти. Точное соответствие вновь обнаруженных запасов размеру выработанных за год на протяжении двух десятилетий является крайне маловероятным. Информация о том, что данные о доказанных запасах стран ОПЕК фальсифицирована, периодически появляется в СМИ. Например, в январе 2006 года журнал "Petroleum Intelligence Weekly" сообщил, что фактические запасы Кувейта вдвое меньше официальных. Фактически о том же в отношении Саудовской Аравии писал Мэтт Симмонс в своей книге "Сумерки в пустыне" (см. часть 2, дополнение). Официально страны-члены ОПЕК опровергают все эти заявления, но подробная информация об их запасах по-прежнему недоступна. По сути, это означает, что под цивилизацию заложена бомба. Как ее нейтрализовать - неизвестно. Часовой механизм тикает, но показывает при этом неверное время. Странам ОПЕК нет причин заботиться об энергетической безопасности, но у них есть проблемы не менее серьезные. Обладание огромными ресурсами делает их объектом внимания сил, которые гораздо сильнее их. В Ираке уже стоит оккупационная армия и идет гражданская война, против Ирана могут быть введены международные санкции, про Венесуэлу тоже через некоторое время, видимо, вспомнят. Даже следование в кильватере американской политики не спасает от неприятностей: во многих странах действуют террористические группы, во главе которых стоят религиозные фанатики требующие изгнания "неверных" из святой земли. И, судя по всему, политическая нестабильность в этих государствах будет возрастать и дальше. Таковы, в самых общих чертах, позиции, занимаемые крупнейшими мировыми игроками на энергетическом рынке. Мы не будем в этой части подводить каких-то общих итогов, поскольку без России картина неполна. О ней в следующей части. crueljester, 01.11.06 |
Реклама: |
|
||
"Нефтяное обозрение" ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ |
ДИЗАЙН САЙТА: GERMES STUDIO |