Нефтяное обозрение     • ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ
• НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
• НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ
 
 

Последняя Большая Игра (#5)

Геополитический триллер

В 1968 году был образован Римский клуб - организация, объединившая политических деятелей, бизнесменов и ученых разных стран мира. Целью деятельности клуба было обозначено стимулирование изучения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Первый доклад Римскому клубу был подготовлен группой американских ученых под руководством Дэнниса Медоуза. Он был озаглавлен "Пределы роста", опубликован в 1972 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. В докладе были описаны несколько математических моделей, построенных на экстраполяции наблюдавшихся тогда тенденций роста населения и истощения известных запасов природных ресурсов. Расчеты, выполненные по этим моделям, показали, что уже в первых десятилетиях XXI века человечество ждет катастрофа: минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым. Существует версия, что следствием именно этого доклада стал произошедший в 1970-х перелом в динамике мирового потребления нефти - его экспоненциальный рост был приостановлен. Но вот теперь, когда мы вплотную подошли к обозначенному в "Пределах роста" рубежу, поднятые в докладе вопросы вновь становятся актуальными. Обобщая, их можно сформулировать так: "Сколько "золотых миллиардов" способна содержать наша маленькая планета"?

Часть 5. У пределов роста

Мировая статистика запасов и потребления углеводородных ресурсов (см. графики) на первый взгляд не внушает серьезных опасений. При сохранении нынешних темпов добычи, разведанные на сегодняшний день запасы нефти были бы исчерпаны приблизительно через 40 лет, а газа - через 65. Причем запасы эти пока не начали сокращаться. Таким образом, есть впечатление, что проблемы в энергетике возникнут не раньше, чем поколение выбравших "Клинское" соберется выходить на пенсию. На этом можно было бы и успокоиться, но при чуть более подробном рассмотрении ситуация сразу становится тревожной, чтобы не сказать угрожающей.

Crude oil prices

Запасы нефти   Потребление нефти

Запасы газа   Потребление газа

Мы рассмотрим стратегию поведения основных мировых игроков на современном энергетическом рынке: США, ЕС, Китая и ОПЕК. "Энергетическая сверхдержава" Россия нам особенно интересна, поэтому ее мы оставим на сладкое. Вся используемая в статье статистическая информация взята из Statistical Review of World Energy 2006 компании BP, либо из официальной энергетической статистики правительства США.

США: сила - лучшая политика!

США практически безраздельно контролируют ресурсы своих соседей по Северной Америке - Канады и Мексики, поэтому их будем рассматривать в совокупности.

Запасы нефти   Добыча нефти

Потребление нефти   Запасы газа

Добыча газа   Потребление газа

США - крупнейший потребитель углеводородов в мире и сильнейший игрок на этом рынке. Пик нефтедобычи в этой стране пришелся на начало 1970-х годов и с тех пор она постоянно снижается. Как видно из графика, в последние 25 лет США предусмотрительно сосредоточились на потреблении запасов Мексики и немало в том преуспели - ее запасы сокращались значительно быстрее американских. В целом, можно сказать, что углеводородные запасы региона постепенно снижаются, а потребление растет умеренными темпами. Это вызывает серьезную озабоченность в американском истэблишменте, т. к. ставит страну во все возрастающую зависимость от "нестабильных недемократических режимов". В качестве примера можно привести недавнюю статью в рупоре неоконов "The New Republic".

Собственно, основные положения энергополитики нынешней американской администрации Дик Чейни обозначил еще в 1999 году, во время выступления в Лондонском институте нефти. Процитируем один абзац:

"По некоторым оценкам, в последующие годы мировой спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на два процента, тогда как естественное сокращение добычи из существующих запасов будет составлять, по крайней мере, три процента. Это значит, что к 2010 г. нам будет не хватать дополнительно 50 миллионов баррелей в день. Так откуда же возьмется нефть? Правительства и национальные нефтяные компании, очевидно, контролируют около 90 процентов запасов. Нефть, по существу, остается делом правительств. В то время как во многих регионах мира имеются большие нефтяные возможности, Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой низкой ценой - по-прежнему то место, где, в конечном счете, находится приз. Даже если компании сильно озабочены доступом к этим ресурсам, прогресс остается у них небольшим. Верно то, что технология, приватизация и раскрытие целого ряда стран создали множество новых возможностей по всему миру для различных нефтяных компаний, но, оглядываясь в начало 1990-х гг., ожидалось, что значительная часть новых мировых ресурсов придет из бывшего Советского Союза и из Китая. Конечно, это случилось не вполне так, как ожидалось. Вместо этого случились тревожные успехи, породившие эйфорию процветания в 1990-х".

Абзац взят из нашумевшей в последние дни статьи Ф. Уильяма Энгдаля "Рождающийся российский гигант стратегически разыгрывает свои карты", опубликованной в "Global Research". По ее поводу хотелось бы сказать, что автор, видимо, намеренно придает ситуации излишний драматизм. Что же касается слов Чейни, то он имел в виду, что 90% нефтяных запасов планеты находятся под контролем политических, а не экономических сил. Следовательно, чтобы обеспечить экономическую стабильность мира, необходимо действовать политическими средствами. А лучшая политика, как известно - быть сильным. И США, военный бюджет которых составляет 48% от военных расходов всего мира, последовательно придерживаются этой политики.

Усилия США в деле обеспечения своей энергобезопасности (а также, обеспечения доминирующего положения в мире) подкреплены серьезными аргументами. Они сосредоточили в крупнейшем нефтеносном регионе мира - Персидском заливе - серьезные силы.

Место, где находится приз

Степень серьезности аргументов вы можете оценить воочию, взглянув на Землю из космоса с помощью сервиса системы Google. Вот только некоторые из американских баз в этом регионе:

  • "Принц Султан", Саудовская Аравия. На базе размещен Центр управления аэрокосмическими операциями США на Ближнем Востоке. Впрочем, эта база настолько секретна, что часть ее на снимках закрашена серой краской.
  • "Али Аль Салем", Кувейт. База ВВС.
  • "Ахмед Аль Джабер", Кувейт. База ВВС.
  • "Манама", Бахрейн. База ВМФ, главная стоянка Пятого Флота США.
  • "Шейх Иса", Бахрейн. База ВВС, расположение самолетов-заправщиков.
  • "АльУдейд", Катар. База ВВС.
  • "Аль Дафра", ОАЭ. База ВВС, один из крупнейших складов горючего в регионе.
  • "Инсирлик", Турция. База ВВС, используется как перевалочный пункт при переброске грузов и личного состава в зону Залива.
  • "Тумрат", Оман. База поддержки морской авиации.
  • "Сиб", Оман. База ВВС. Находится на территории одноименного международного аэропорта, имеет самую длинную взлетно-посадочную полосу в регионе. Является транспортной и логистической основой для действий вооруженных сил США в зоне Залива, содержит крупные склады боеприпасов, медицинского оборудования, продуктов питания и т. д.
  • "Мазира", Оман. База ВВС.
  • "Фуджара", ОАЭ. База ВВС и одна из стоянок Пятого флота. Изначально была предназначена для прикрытия Ормузского пролива. Используется как логистический центр.

И так далее. Подробнее можно посмотреть здесь.

Единственная страна региона, не подконтрольная США - Иран (вторые запасы в мире) - находится под постоянным давлением. Нынешняя озабоченность американцев понятна. Если Иран получит ядерное оружие, количество военных баз в регионе уже не будет иметь принципиального значения, так как поставки нефти из него могут быть сорваны в любой момент и надолго. На Венесуэлу, обладающую пятыми в мире запасами нефти, влияние США в последние годы также ограничено. По всей видимости, американцам пока просто не до нее. Ведь приз находится не там. :)

Официально в настоящее время энергетическая стратегия США строится в соответствии с "Национальной энергетической политикой" (НЭП), принятой в мае 2001 года (см. например, здесь). Она включает в себя следующие основные направления действий:

  1. США должны уравновешивать рост производства постоянным упором на чистое и эффективное потребление энергии. Этот принцип декларируется, но последовательность его претворения в жизнь внушает сомнения. Например, бензин в США в настоящее время приблизительно вдвое дешевле, чем в Европе. Как следствие, количество личных автомобилей с большим потреблением этого топлива растет. Киотский протокол не ратифицирован. Впрочем, пока избирателей это должно скорее радовать, чем огорчать.
  2. CША должны расширять международное взаимодействие с потребляющими и производящими энергоносители странами. Можно добавить сюда еще и "расширение взаимодействия" со странами-транзитерами. Пример видим в Грузии, в которую Штаты вцепились мертвой хваткой, т. к. это единственный полностью контролируемый ими путь транспортировки углеводородов из Каспийского региона. Подробнее этот случай разберем в разделе, посвященном России. Другие примеры - оккупация Ирака, попытка "цветной революции" в Венесуэле в 2002 году, восхищение достижениями Казахстана в области прав человека и т. д.
  3. США должны расширять и диверсифицировать свои источники снабжения. Что, зачастую, требует установления контроля над еще неподконтрольными, или частично подконтрольными территориями и месторождениями (см. выше). Этот процесс, разумеется, не всегда носит военный характер. Например, вполне мирным является проект по транспортировке в США сжиженного газа из Штокмановского месторождения или содействие строительству нефтепровода Баку-Джейхан и др.
  4. США должны поощрять энергетические решения, определяемые рыночной конкуренцией, государственной политикой, стимулирующей эффективные результаты. Пакет "технологий прорыва", которым содействует администрация США, достаточно обширен. Это, в частности, упоминавшийся в части 3 проект "FutureGen", президентская инициатива "FreedomCAR и водородное топливо". Также в 2003 году Президент Буш объявил, что Соединенные Штаты вновь присоединятся к проекту "Международный термоядерный экспериментальный реактор" по разработке термоядерного синтеза как будущего источника энергии. Кроме того, нужно отметить планы строительства АЭС общей мощностью до 200 ГВт. Но, пожалуй, ключевые слова в этом пункте "решения, определяемые рыночной конкуренцией". А с этим у многих проектов будут серьезные проблемы.

Итак, мы видим, что американская администрация достаточно последовательно и более чем настойчиво защищает интересы своих избирателей и национальных корпораций в энергетической сфере. Солдаты занимают позиции, ученые работают в лабораториях, дипломаты давят на иностранных партнеров. Процесс идет. Но о сильной его эффективности, в свете ситуации в Ираке, говорить сложно. В том, что эти направления действий будут сохранены до 2008 года, сомнений нет. Дальнейшее зависит от новой администрации, а также от успехов в достижении стабилизации в Ираке. Но вряд ли курс будет изменен принципиально - все предпринимаемые меры носят долгосрочный характер.

ЕС: чистый воздух - прежде всего!

ЕС - второй крупнейший потребитель энергии в мире. Он также является естественным рынком для норвежских углеводородов, поэтому их мы тоже рассмотрим вместе.

Запасы нефти   Добыча нефти

Потребление нефти   Запасы газа

Добыча газа   Потребление газа

До ценовых шоков 1970-х добыча нефти и газа в Европе была невелика, по причине обделенности Европейского континента этими ресурсами и избытка дешевого импортного сырья. Но скачек цен, во-первых, сделал рентабельной добычу на шельфе Северного моря, а во-вторых, заставил европейцев озаботиться энергетической безопасностью. С той поры они жили счастливо, пока североморские месторождения не начали истощаться, а "газовая война" между Россией и Украиной зимой 2005/06 годов вновь не подняла вопрос о надежности энергоснабжения. Собственно, именно эти "военные действия" и заставили ЕС озаботится разработкой единой энергетической политики, которой до сего момента, как это ни покажется странным, не существовало. Кстати, именно ее отсутствие и позволяет в настоящее время России достаточно эффективно играть на разногласиях внутри ЕС и, например, строить СЕГ в обход Польши и стран Балтии. Что характерно, первым к созданию единой европейской энергополитики призвало Европейское агентство охраны окружающей среды (EEA). Итак, ситуация на данный момент такова:

  1. Единая политика пока не выработана (и сделать это 25 странам с зачастую несовпадающими интересами будет сложно).
  2. Добыча нефти и размер ее запасов снижаются: по-видимому, наблюдается классический пик Хубберта, а значит, они будут продолжать снижаться. Причем, североморские месторождения иссякают быстрее, чем это ожидалось. При этом потребление нефти умеренно растет (почти исключительно за счет новых стран-членов ЕС).
  3. Потребление газа растет быстрее, чем растет его добыча.
  4. В отличие от США, у ЕС серьезно ограничены возможности силового давления на страны-экспортеры углеводородов.
  5. Влиятельные "зеленые" и "аграрии" в структурах Евросоюза лоббируют решение энергетических проблем путем строительства ветряков, увеличения доли биотоплива в энергобалансе и т. п.
  6. Экономики старых стран-членов ЕС на сегодняшний день - одни из самых энергоэффективных в мире. И дальнейшее увеличение этого показателя будет непростым делом.
  7. Политика в отношении ядерной энергетики в странах ЕС различна. Но планов серьезного наращивания мощностей АЭС ни у одной из стран Союза нет.

Как видим, положение не самое блестящее. Что касается вырабатываемой в настоящее время общей энергополитики ЕС, ее проект предусматривает такие основные цели:

  1. Создать единый европейский энергетический рынок (который, впрочем, создается уже давно с переменным успехом).
  2. Продумать механизмы защиты стран ЕС от негативного воздействия потрясений на мировых рынках нефти и газа (вероятно, для этого будут предприняты попытки диверсификации поставок газа, но возможности этого сильно ограничены).
  3. Повысить эффективность использования энергии.
  4. Увеличить роль альтернативных источников энергии.

Идеологи новой энергополитики собираются заставить компании конкурировать за воду и воздух. Для этого планируется изменить налоговую систему. "При нынешней налоговой системе выгоднее инвестировать в строительство гигантских электростанций, работающих на газе или нефтепродуктах, но в рамках новой налоговой системы выгодными объектами сразу станут ветряки или солнечные батареи" считает Иэн Скит, научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (OIES). Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал страны ЕС в течение ближайших 20 лет начать обеспечивать до 50% своих потребностей за счет возобновляемых источников энергии. Что ж, возможно, что эти действия (если они будут полностью претворены в жизнь, что крайне сомнительно) позволят Евросоюзу снизить зависимость от импортных энергоносителей и улучшат экологическую обстановку в Европе. Но как это отразится на конкурентоспособности европейской экономики? По-видимому, следование этим принципам приведет к тому, что корпорации свернут в Европе остатки энергозатратных промышленных производств и перенесут их в другие регионы мира. И зависимость Европы от импорта энергоносителей сменится зависимостью от импорта промышленных товаров. Либо же европейские стратеги предполагают столь значительное подорожание традиционных энергоносителей, что альтернативные источники станут конкурентоспособны.

Значительная часть существующей сегодня энергополитики структур Евросоюза связана с Российской Федерацией. Обычно она состоит в попытках склонить Россию к ратификации крайне невыгодной для нее Европейской энергетической хартии. После обвинений в применении "энергетического оружия" такое поведение руководства ЕС выглядит несколько странно. Что бы ответил Советский Союз Соединенным Штатам, если бы они предложили ему в одностороннем порядке избавиться от ядерного арсенала? Но, судя по информации, поступавшей с прошедшего недавно неформального саммита стран ЕС и России в Лахти, такие очевидные вещи плохо доходят до европейского руководства. Вероятно, осознание реальной ситуации придет не раньше, чем жареный петух начнет настойчиво стучаться в известные части тела руководителей ЕС.

Таким образом, мы видим, что позиции ЕС на энергетическом фронте сегодня слабы. Предпринимаемые руководством Евросоюза меры по обеспечению энергобезопасности напоминают стремление "и невинность соблюсти, и капитал приобрести". Как правило, подобные действия к успеху не приводят.

Китай: рост любой ценой!

Китай на графиках рассмотрим вместе с Индией, так как ситуация в них достаточно схожа. Население этих стран в совокупности составляет почти половину населения Земли, а их экономики быстро развиваются, что делает указанные страны главными возмутителями и без того не слишком спокойного энергетического рынка. Кроме того, ситуация в них является типичной и для большого количества других развивающихся государств.

Запасы нефти   Добыча нефти

Потребление нефти   Запасы газа

Добыча газа   Потребление газа

В указанной выше речи 1999 года Дик Чейни излишне оптимистично отозвался об углеводородных резервах и росте спроса на ресурсы со стороны Китая. Ситуация оказалась серьезнее. Сегодня мы видим бурный рост потребления углеводородов при отсутствии роста и без того мизерных запасов нефти и достаточно символических запасах газа. Положение чем-то напоминает начало XX века, когда Германия, не успевшая к разделу мира между великими державами, в итоге решила добывать место под солнцем военными средствами. Страны "золотого миллиарда", так или иначе, контролируют большую часть месторождений, и Китай там совсем не ждут. Хотя сегодня крупнейшими его поставщиками являются Саудовская Аравия и Ангола, он также вынужден искать источники в нестабильных регионах и странах-изгоях - в Иране, Судане, Бирме, Венесуэле. Что, в свою очередь, вызывает "озабоченность мирового сообщества". Кроме того, китайские нефтяные госкомпании активно двинулись в Среднюю Азию и лоббировали строительство нефтепровода Ангарск-Дацин, о чем подробнее будет в следующей части.

На приведенном графике видно, как в динамике изменялось среднедушевое первичное потребление энергии в ряде стран Азии в последние 25 лет (данные EIA) и среднедушевое потребление нефти в этих же странах.

Потребление энергии   Потребление нефти

Как видим, потребление в Китае начало достаточно резко расти в 2003-2004 годах. По-видимому, это и является одной из основных причин роста цены нефти на международном рынке. Обращает на себя внимание, что аналогичные явления происходили в Южной Корее несколькими десятилетиями раньше. За следующие несколько лет потребление там увеличилось многократно и постепенно догнало потребление Японии. Что произойдет с рынком нефти, если развитие Китая пойдет по южнокорейскому сценарию? Видимо, этот вопрос некорректен - места на рынке Китаю явно не хватит. При таком развитии событий ему придется либо вытеснять конкурентов, либо останавливать свое развитие. Причем, скорее всего выбор этот за него будут делать Соединенные Штаты: сейчас у них на руках гораздо больше козырей. А значит, выбор будет не в пользу Китая.

Другой аспект ситуации. Китай занимает 2-е место в мире после США по уровню загрязнения атмосферы углекислым газом. Основная причина - в активном использовании угля в качестве топлива для тепловых электростанций. Сейчас на угле работает примерно 70% станций Китая, остальные в основном потребляют мазут. На наиболее экологичный вид топлива - газ - приходится лишь 4%, но к 2010 г. Китай собирается довести эту долю до 10% энергогенерации. Причина в том, что уголь в Китае имеется в изобилии, добывается китайскими углекопами и потому дешев. Видимо, он останется дешевле российского газа, когда тот начнет поступать в эту страну. С учетом транспортных затрат газ будет неконкурентоспособен по цене, и его использование будет оправдано только экологически. Да и тянуть газопроводы с севера Сибири в наиболее развитые и густонаселенные китайские Юго-Восточные провинции вряд ли кто-то решится, уж очень далеко.

В 2000 году профессор Института центральноазиатских исследований Ланьчжоуского университета Ян Шу в издании "Континент" так описывал некоторые направления развития китайской энергетики:

  1. С увеличением разведанных в Китае запасов нефти повышение ее добычи составит более 2% (или даже более 3%) в год. В 2010 году добыча нефти достигнет 200 млн. тонн, и этот объем добычи будет сохраняться некоторое время.
  2. Согласно планам развития народного хозяйства, к 2010 году в Китае будут созданы промышленные системы прямого получения жидкого топлива из угля.
  3. Разведанные запасы угля в Китае (конец 1996 года) составляют 100 млрд. тонн, из которых более 60 млрд. можно подвергать сжижению. Это эквивалентно приблизительно 30 млрд. тонн нефти, причем себестоимость этой нефти будет составлять $15-$17 за баррель.

На сегодняшний день, когда прошла половина указанного срока, можно констатировать следующее:

  1. Добыча нефти в Китае увеличивается темпами, близкими к указанным (в 2005 году добыто 180,8 млн. тонн, или на 11,51% больше, чем в 2000). Но при этом доказанные запасы страны сократились на 10,63%. Сравнение приводившихся в статье прогнозных значений 2005 года с фактическими:
    • a. Добыча, прогноз: 183 млн. тонн, факт: 180,8 млн. тонн;
      b. Потребление, прогноз 319 млн. тонн, факт: 327,3 млн. тонн;
      c. Импорт, прогноз 140 млн. тонн, факт: 166,9 млн. тонн;
      d. Расходы на импорт, прогноз: $17,75 млрд., факт, вероятно, около $60 млрд.
  2. В 2005 - 2015 годах Китай планирует потратить около $10 млрд. на создание предприятий по преобразованию угля в автомобильное горючее. Ведущие китайские угледобывающие компании Shenhua Group и Ningxia Coal Industry подписали отдельные соглашения с англо-голландской Royal Dutch/Shell и южноафриканской Sasol на разработку технико-экономического обоснования строительства двух заводов по превращению угля в сжиженное топливо. Стоимость этих проектов оценивается в $7,2 млрд. Каждый завод будет ежегодно производить примерно 65 тыс. баррелей жидкого топлива в день (здесь). Отметим, что это примерно 2,3% среднедневного производства жидкого топлива Китаем в 2005 году. Рост его производства в том же году составил 6,8%.

Таким образом, и серьезное наращивание добычи нефти, и серьезное увеличение производства жидкого топлива из угля, в ближайшем будущем проблематичны. Поэтому зависимость Китая от зарубежных поставок углеводородов, по-видимому, будет возрастать. Среди других направлений китайской энергетической политики можно отметить следующие:

  1. В 2005 году в Китае планировалось принятие законодательных актов, способствующих развитию альтернативных источников энергии. Предполагается, китайские компании в обязательном порядке будут закупать электроэнергию, выработанную на солнечных и ветряных станциях. Но поскольку доля альтернативных источников энергии будет относительно мала по сравнению с тепловыми (до 10% к 2020 году), средняя цена на электричество сильно не изменится.
  2. Существуют планы строительства АЭС в Китае общей мощностью до 100 ГВт к 2030 году (сейчас строятся мощности на 2 ГВт).

Подводя итог можно сказать, что в обозримой перспективе китайская энергетика останется угольной. Следствием этого, а также быстрого экономического роста Китая, станет серьезное ухудшение экологической обстановки в этой стране. Возможно, желание вписаться в рамки Киотского протокола окажет некоторое сдерживающее влияние на китайское руководство, но срок действия этого документа истечет в 2012 году и что придет на смену этому документу сейчас не ясно. И очень может быть, что спустя десятилетие нынешние проблемы с бензольными пятнами на Амуре покажутся нам детской шалостью…

Перед Китаем стоят крайне серьезные задачи по модернизации страны, что требует создания в ближайшие годы крупнейшей энергосистемы в мире. Его руководство амбициозно и расчетливо, население трудолюбиво и нетребовательно. Но, по сути, развитие Китая полностью зависит от внешних факторов, которые он не контролирует: зарубежных рынков, импортных ресурсов, инвестиций, технологий и т. д. Кроме того, ему недостает политического веса: система власти в этой стране с точки зрения развитых государств не является легитимной. Если внешние факторы спровоцируют в Китае экономический кризис, в нем может быть потеряна и политическая стабильность. Со всеми вытекающими последствиями.

ОПЕК: "хранитель колец"?

Страны - члены ОПЕК согласно данным BP контролируют на сегодняшний день более 3/4 доказанных запасов нефти и обеспечивают 41,7% мировой добычи. Поскольку государства объединены в этой организации по признаку общности интересов на нефтяном рынке, но не на рынке газа, совместное рассмотрение их газовых запасов и добычи не вполне корректно. Но мы все же приведем данные и по этому ресурсу, так как они также чрезвычайно значительны. Кроме того, необходимо отметить, что большая часть ресурсов в этих странах контролируется госкомпаниями членов организации.

Запасы нефти   Добыча нефти

Потребление нефти   Запасы газа

Добыча газа   Потребление газа
На некоторых графиках часть стран ОПЕК отсутствует. Это связано с тем, что их доля в данных показателях незначительна

Среди стран ОПЕК обращает на себя внимание Индонезия. Добыча нефти в ней падает с начала 1990-х годов, и в 2005 году ее размер оказался ниже размеров потребления этого ресурса (1136 и 1168 тыс. баррелей в день соответственно). Таким образом, Индонезия стала страной нетто-импортером и, вероятно, вскоре будет вынуждена покинуть Организацию стран-экспортеров нефти.

Политика ОПЕК, в целом, понятна. Картель заинтересован в поддержании цен на нефть на уровне, который позволял бы получать по-возможности высокий доход от экспорта и при этом не вынуждал импортеров переходить на другие, более дешевые энергоносители. Тем самым, ОПЕК старается поддерживать стабильность рынка на уровне, приемлемом и экспортерам, и импортерам. Механизмом поддержания ценовой стабильности является снижение или увеличение картелем поставок нефти. Возникающий при этом ее дефицит или избыток на мировом рынке способствует росту или падению цены этого ресурса. Каждая входящая в картель страна имеет определенную долю в совокупных поставках организации. Доля эта зависит от объема доказанных запасов страны.

В этом, возможно, содержится мина замедленного действия, способная внезапно и полностью разрушить стабильность мирового энергетического рынка. В 1980-годы, когда цены на нефть начали быстро снижаться, картель приступил к сокращению поставок нефти на рынок, чтобы остановить это снижение. Такое развитие событий привело к резкому падению доходов стран-экспортеров, как из-за снижения цены, так и из-за сокращения объема поставок. Возникшие финансовые проблемы вынудили ряд стран ОПЕК предпринять меры, чтобы увеличить доходы. Наиболее удобной возможностью оказалось увеличение доли страны внутри общего экспорта картеля. А самым простым способом увеличить эту долю - увеличить объем своих доказанных запасов. Хотя бы на бумаге. В 1980-е годы внезапно и резко изменили информацию о доказанных запасах в сторону увеличения следующие страны ОПЕК (данные BP):

  1. Ирак, в 1982 году на 84% и в 1987 году на 38%;
    Поясним. В эти годы управляемый Саддамом Хусейном Ирак вел тяжелую и дорогостоящую войну с Ираном, имел не лучшие отношения с другими странами-соседями. Чтобы увеличить свою долю в экспорте ресурса за счет противников, Хусейн увеличил запасы страны до ровно 100 млрд. баррелей. Другие страны-экспортеры впоследствии ответили тем же.
  2. Кувейт в 1984 году на 38%;
  3. Венесуэла, в 1985 году на 94%;
  4. Иран, в 1986 году на 57%;
  5. ОАЭ, в 1986 году почти в 3 раза;
  6. Саудовская Аравия, в 1988 году, на 50%.

Общий объем этих приписок составил 317,54 млрд. баррелей, или более 40% общего объема запасов этих стран в 1990 году. Насколько были оправданы эти увеличения - сказать невозможно. Подробная информация о доказанных запасах этих стран является государственной тайной.

Другим странным моментом в статистике доказанных запасов стран ОПЕК является их неизменность на протяжении длительного времени. Например, запасы ОАЭ практически неизменны уже 20 лет: с 1986 (97,2 млрд. баррелей) по 2005 год (97,8 млрд. баррелей). Притом, что за это время из недр страны было извлечено более 17 млрд. баррелей нефти. Точное соответствие вновь обнаруженных запасов размеру выработанных за год на протяжении двух десятилетий является крайне маловероятным.

Информация о том, что данные о доказанных запасах стран ОПЕК фальсифицирована, периодически появляется в СМИ. Например, в январе 2006 года журнал "Petroleum Intelligence Weekly" сообщил, что фактические запасы Кувейта вдвое меньше официальных. Фактически о том же в отношении Саудовской Аравии писал Мэтт Симмонс в своей книге "Сумерки в пустыне" (см. часть 2, дополнение). Официально страны-члены ОПЕК опровергают все эти заявления, но подробная информация об их запасах по-прежнему недоступна. По сути, это означает, что под цивилизацию заложена бомба. Как ее нейтрализовать - неизвестно. Часовой механизм тикает, но показывает при этом неверное время.

Странам ОПЕК нет причин заботиться об энергетической безопасности, но у них есть проблемы не менее серьезные. Обладание огромными ресурсами делает их объектом внимания сил, которые гораздо сильнее их. В Ираке уже стоит оккупационная армия и идет гражданская война, против Ирана могут быть введены международные санкции, про Венесуэлу тоже через некоторое время, видимо, вспомнят. Даже следование в кильватере американской политики не спасает от неприятностей: во многих странах действуют террористические группы, во главе которых стоят религиозные фанатики требующие изгнания "неверных" из святой земли. И, судя по всему, политическая нестабильность в этих государствах будет возрастать и дальше.

Таковы, в самых общих чертах, позиции, занимаемые крупнейшими мировыми игроками на энергетическом рынке. Мы не будем в этой части подводить каких-то общих итогов, поскольку без России картина неполна. О ней в следующей части.


crueljester, 01.11.06
http://crueljester.livejournal.com/





<<< к оглавлению

 




Реклама:
 
 
 
  Rambler's Top100   "Нефтяное обозрение"
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДИЗАЙН САЙТА:
GERMES STUDIO