![]() |
• ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ • НЕФТЯНОЙ КРИЗИС |
• ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ • НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ |
СТАТЬИ | О НЕФТИ И ГАЗЕ | ГЕОПОЛИТИКА | ФОРУМ |
Последняя Большая Игра (#3)Геополитический триллерЧеловек, который угадает, какой номер выиграет завтра в лотерее, разбогатеет. А человек, который угадает, каким путем будет развиваться человечество в ближайшие десятилетия, станет самым богатым в мире. В конце XIX века таким человеком стал Джон Д. Рокфеллер, основатель корпорации Standard Oil. Он первым понял, что на смену экономике, основанной на каменном угле, идет экономика, основанная на нефти. Что и позволило ему в 1916 году стать первым миллиардером в истории человечества. Теперь, если эра нефти подходит к концу, возникает вопрос: что придет ей на смену? Акции каких компаний нужно скупать, пока Путь не стал очевиден всем? Или, может, нужно скупать совсем не акции, а соль, спички и консервы? Чтобы разобраться с этим, нам нужно оценить экономическую перспективность альтернативных энергоносителей и технологий их применения. Часть 3. Сумма технологийСуществует несколько видов топлив, которые могут служить альтернативой нефти и природному газу. Департамент энергетики США официально признает следующие виды:
Поскольку тема очень обширна, сосредоточимся на транспортных приложениях данных технологий, так как именно этот сегмент экономики наиболее чувствителен к исследуемой нами проблеме. Чтобы быть применимой на транспорте, энергоустановка должна обладать следующими необходимыми качествами. Она должна быть достаточно дешевой, чтобы удовлетворить массовый спрос; компактной, чтобы размещаться на борту транспортного средства; взрывобезопасной и нетоксичной, что необходимо в случае транспортной аварии. Еще одно серьезное условие: инфраструктура, обеспечивающая массовое применение данной технологии должна быть создана достаточно быстро. Что непросто, ведь нынешняя автомобильная и топливная промышленность создавались в течение столетия. Синтетическое топливоПод синтетическим топливом мы здесь понимаем жидкое горючее, производимое из каменного угля или биомассы. Так сложилось, что этим видом топлива пользовались главным образом репрессивные государственные режимы – во время Второй Мировой войны Германия и Япония заправляли свои танки и автомобили синтезированным из угля бензином. Позднее бензин из угля добывала ЮАР, попавшая под международные санкции из-за режима апартеида. Во всех случаях дело кончилось плохо. Рвущиеся к каспийским нефтяным месторождениям заправленные синтетическим бензином немецкие танки могут служить наглядной демонстрацией неконкурентоспособности данной технологии. Однако, на безрыбье и рак рыба. Может быть, такой путь будет, по крайней мере, приемлемым в условиях исчерпания запасов углеводородов? Сейчас единственная в мире компания, занимающаяся промышленным синтезом бензина из угля – южноафриканская Чтобы не углубляться в химию, скажем, что из угля можно извлекать много полезных вещей. В частности, сингаз – синтетический природный газ, из которого в дальнейшем можно получить и жидкое топливо. После нефтяных шоков 1970-х правительство США предприняло ряд мер, ведущих к снижению зависимости от зарубежных поставок углеводородов. В том числе, в начале 1980-х был построен Однако самый современный проект по газификации угля – проект FutureGen - предполагает получение из него не сингаза, а водорода. Речь об этом проекте будет идти ниже. Подводя же итог, скажем, что количество действующих проектов по синтезу горючего из угля в современном мире мало, и эффективность их работы не впечатляет, хотя точные цифры найти не удалось. Не удалось найти и информацию о новых серьезных проектах в этой области, что вызывает сомнения в применимости этой технологии. Биодизельное топливоБиодизельное топливо – топливо, производимое на основе масла растительного или животного происхождения. Может использоваться как альтернатива обычному дизельному топливу. Применялось для этих целей в ограниченном объеме с начала XX века. В промышленных объемах используется с начала 1990-х. Не будем вникать в тонкости его производства и эксплуатации - информация об этом доступна в Интернете. Но хотелось бы отметить, что спектр оценок данной технологии очень широк: от восторженных, до сугубо негативных. Объясняется это политической или экономической ангажированностью автора оценки. Выделим только несколько фактов.
Как видим, данный вид топлива вполне может служить альтернативой дизельному, производимому из ископаемых углеводородов. И не случайно его производство и использование в мире растет быстрыми темпами. Во многих странах существуют государственные программы по внедрению биодизеля. Например, в соответствии с программой Евросоюза к 2010 году предполагается довести использование биотоплива (этанол + биодизель) до 5,75% общего объема. Лидером в этом деле является Малайзия, где доля биодизеля должна достигнуть 20%. Но, как нетрудно догадаться, биодизельное топливо не станет панацеей от энергетического голода, когда таковой случится. Связано это с тем, что количество посевных площадей, на которых возможно выращивание указанных выше культур, ограничено. Например, в Евросоюзе вследствие производства биодизельного топлива из рапса площадь его посевов увеличилась с 3% в 1990 году до 12% в 2004. Дальнейшее увеличение площадей под эту культуру приведет к вытеснению других культур, снижению производства продуктов питания и, как следствие, росту цен на них. Между тем, нынешние объемы производства биодизеля невелики. Так, Германия, где посевы рапса занимают 10% пашни, имеет удельный вес биодизтоплива в топливном рынке страны около 3% (там же). В Малайзии увеличение площадей под пальмовые плантации уже Не будем подробно рассматривать другую разновидность биотоплива – различные типы алкоголей (этанол, метанол и др.). Достоинства и недостатки у них, в целом, аналогичны достоинствам и недостаткам биодизеля. Если биодизельное топливо является альтернативой дизтопливу, то спирт может служить заменой бензину. Правда, его энергоемкость при этом существенно ниже, а затраты энергии на производство часто могут превосходить энергию, извлекаемую из урожая (в зависимости от погоды, например). Программы по увеличению доли этанола в энергетическом балансе действуют в Евросоюзе (см. выше), США, Бразилии и других странах. Но данные программы, как и программы по производству биодизеля, являются скорее скрытыми субсидиями сельскохозяйственного сектора. При этом только Бразилии удалось добиться существенных результатов на сегодняшний день: потребление этанола автопарком составляет 20-25% от потребления бензина. Это объясняется жарким бразильским климатом, позволяющим снимать в год до трех урожаев сахарного тростника – самой продуктивной культуры для получения спирта. В США и Евросоюзе с этой целью используется кукуруза, что гораздо менее выгодно. Чтобы обеспечить нынешние потребности США в бензине за счет этанола, Электромобили, работающие на энергии, получаемой от батарей или аккумуляторов, появились значительно раньше автомобилей с ДВС. Где-то до начала XX века их выпуск превышал выпуск обычных автомобилей, и первым транспортным средством, превысившим скорость 100 км/ч, был именно электромобиль. Но потом эта технология проиграла конкурентную борьбу. Причиной, как известно, является недостаточная емкость элементов питания. И по сей день, электромобили заперты в достаточно узком секторе рынка транспортных средств. Современный электромобиль развивает скорость от 50 до 100 км/ч, имеет запас хода 50-150 км, и время зарядки аккумуляторов 4-8 часов. Судя по последним разработкам в области электромобилестроения, сектор рынка, который они занимают, в ближайшие годы вряд ли существенно изменится. Электромобили покупают крупные корпорации - для передвижения по территориям своих промышленных предприятий, домохозяйки - для поездок за покупками, и озабоченные охраной окружающей среды граждане. Электромобили непригодны для передвижения на большие расстояния, для перевозки мало-мальски крупных грузов, для работы в сельском хозяйстве и т. д. Что еще более неприятно, из-за необходимости экономить энергию для движения, на них сложно размещать какие-либо дополнительные электрические приборы, например, кондиционеры. А из-за высокого КПД электродвигатель выделяет мало тепла и поэтому печку в таком автомобиле тоже вряд ли можно будет увидеть. Так что пользоваться ими зимой в России было бы крайне неприятно. Словом, полноценной заменой автомобилю на ДВС электромобиль в обозримой перспективе не станет. Но и вовсе сбрасывать со счетов эту технологию нельзя. ВодородВ последнее время «водородная экономика» - одна из самых модных тем при обсуждении проблем энергетики. Вот что сказано по этому поводу, например, на сайте компании «Норильский Никель»: (Узнаете в перечислении сферы деятельности Дж. Рокфеллера, Г. Форда, Б. Гейтса? :) Господа В. Потанин и М. Прохоров, пытаются угадать, в какую сторону дует ветер, для чего и Действительно, получить эффективную энергоустановку, использующую в качестве топлива воду, разложенную на водород и кислород, а в качестве выхлопа выбрасывающую в атмосферу водяной пар, было бы чрезвычайно желательно. Достаточно вспомнить, что об этом мечтал еще инженер Сайрес Смит в романе Жюля Верна «Таинственный остров». Правда, за истекшие с той поры без малого 150 лет, широкого распространения водородные двигатели так и не получили. И это настораживает. В чем проблема? Собственно, энергоустановки, работающие на водороде, созданы. Это топливные элементы – электрохимический источник тока, в котором осуществляется прямое превращение энергии топлива и окислителя, непрерывно подводимых к электродам, непосредственно в электрическую энергию. Их КПД значительно выше, чем у традиционных энергоустановок и может составлять до 90% (описание есть, например, здесь). И автомобили на них бегают. Ожидается, что к концу 2006 года в мире таких автомобилей будет 620-650 штук. Это достаточно символическое их количество вызвано большим количеством проблем, стоящих на пути массового применения данной технологии. Например:
Один из самых амбициозных проектов в области энергетики последнего времени – ![]() Несмотря на указанные выше проблемы, водородная энергетика развивается достаточно быстро. Мировой рынок топливных элементов всех видов последние 5 лет растет примерно на 30% в год. Что же касается водородного автотранспорта, то его доля к 2020 году Мне не слишком нравится, как развивается ситуация. Из всего ранее изложенного следует, что во избежание серьезных проблем человечеству нужно решить две задачи:
Невыполнение любого из этих условий приведет к крайне серьезным экономическим и социальным потрясениям. И я уже стал прикидывать, не нужно ли выделить в инвестпортфеле средства на покупку избушки, надежно запрятанной в вологодских лесах, пары-тройки ремингтонов СП-10 Магнум и нескольких ящиков патронов к ним, а также разного рода инструментов и стратегических запасов биоэтанола в виде Olmeca Blanco и Chivas Regal. Потому как не исключено, что оборудованная автономная база может пригодиться, чтобы пересидеть уличные бои, если они вдруг случатся. И вот, когда я уже собрался посчитать, какое количество расходуемой энергии на душу населения является критическим с точки зрения crueljester, 10.08.06 |
Реклама: |
|
||
![]() |
"Нефтяное обозрение" ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ |
![]() |
ДИЗАЙН САЙТА: GERMES STUDIO |
![]() |
![]() |