Нефтяное обозрение     • ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ
• НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
• НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ
 
 

Частники против колхозов

На протяжении многих лет ведётся дискуссия о необходимости развития в России частных АЗС и независимых НПЗ. Фактически, это стало государственной политикой - ФАС регулярно обвиняет нефтяные компании в коллективном доминировании на топливном рынке и налагает на них штрафы, порой значительные.

"Все участники согласны с тем, что надо развивать конкурентный рынок, вопрос, какими способами? Одно из направлений, которое в последнее время обсуждается - это раздел сфер нефтедобычи, переработки и сбыта. Идея - сделать так, чтобы основная доля нефти не шла по внутренним каналам ВИНК, а выходила на рынок", - заявил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью oilexp.ru. Он добавил, что "ФАС совсем недавно выступила с похожим предложением. Предлагается начать с розницы, выделив из структуры нефтяных компаний сети АЗС".

Независимые участники топливного рынка ведут нешуточное наступление на ВИНКи. Обсуждаются способы влияния на нефтяные компании, но не поднимается самый главный вопрос - зачем? Никто не дал внятного ответа - чем плохо нынешнее состояние топливного рынка?

Дефицита топлива в стране нет и не предвидится. Цены на бензин и солярку относительно невысоки, по крайней мере, ниже, чем в любой соседней стране. Какой смысл бороться с "коллективным монополизмом"? Может, нефтяные компании искусственно поддерживают необоснованно высокие торговые наценки в розничных сетях? Так нет, напротив, владельцы независимых АЗС жалуются на низкую рентабельность розничного бизнеса. В качестве преимущества развития конкуренции в отрасли называется снижение цен на топливо. За счёт чего же частники планируют снижать цены?

Для крупных нефтяных компаний очень важно высокое качество топлива, продаваемого фирменными сетями АЗС. Бензоколонки - фактически лицо компании, точка соприкосновения с потребителями. Качество продаваемого топлива оказывает непосредственное влияние на имидж компании среди рядовых граждан. ВИНКи имеют возможность проследить за топливом на всём его пути от НПЗ до "пистолета" топливораздаточной колонки, поскольку НПЗ, нефтебазы, бензовозы, АЗС принадлежат одному собственнику. Кроме того, крупные компании имеют специализированные отделы контроля качества продаваемого топлива, включая передвижные лаборатории. Очевидно, что собственники небольших сетей АЗС не могут обеспечить подобный контроль за качеством топлива.

Подобные рассуждения относятся также к созданию миниНПЗ. Правительство борется за повышение экологических стандартов топлива, разработан Технический регламент, устанавливающий жесткие требования к производителям нефтепродуктов. Для выпуска соответствующего Техрегламенту, завод должен быть оснащён всеми необходимыми технологическими установками вторичной переработки. МиниНПЗ не могут обеспечить выпуск высококачественного топлива, поскольку на небольшом заводе практически невозможно реализовать весь требуемый набор технических процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, риформинг, алкилирование, гидроочистка).

Образно, ФАС и прочие борцы с "коллективными доминированием" нефтяных компаний предлагают заменить супермаркеты на ларьки. Действительно, в ларьках цены могут быть ниже, чем в крупных магазинах, но, как правило, дешевизна товаров достигается только одним способом - низким качеством предлагаемой продукции.




<<< к оглавлению

 




Партнёры:
 
 
 
  Rambler's Top100   "Нефтяное обозрение"
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДИЗАЙН САЙТА:
GERMES STUDIO