Нефтяное обозрение     • ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ
• НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
• НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ
 
 

Технический регламент не продержался и месяц

Правительство России приостановило действие технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Соответствующее постановление 25 сентября подписал премьер-министр РФ Владимир Путин.

Регламент действовал меньше, чем разрабатывался
Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" был утверждён правительством России 27 февраля 2008 года. Согласно постановлению, подписанному тогдашним председателем правительства Виктором Зубковым, документ должен был обрести официальный статус через 6 месяцев после его утверждения. Регламент вступил в силу в положенный срок, но менее, чем через месяц его действие было приостановлено.

Технический регламент разрешает выпуск моторного топлива "Евро-2" до 31 декабря 2008 года, "Евро-3" - до 31 декабря 2009 года, "Евро-4" - до 31 декабря 2012 года. Для топлива стандарта "Евро-5" ограничения по срокам производства не установлены. Оборот топлива, выпущенного до ввода техрегламента, допускается в течение 3 лет.

Борьба за чистый воздух
Сама идея разработки технического регламента, направленного на улучшение экологических характеристик выпускаемого топлива, была здравой. Уровень загазованности воздуха в крупных городах превосходит все допустимые пределы, поэтому действия, направленные на снижение выброса вредных веществ автотранспортом, никак нельзя считать абсурдными. Тем более, что одновременно с требованиями к топливу в России был введён регламент на производство автомобильных двигателей. Согласно этому документу, с начала 2008 года все автозаводы обязаны выпускать машины, соответствующие нормам не ниже "Евро-3". На практике это означает, что двигатели выпускаемых автомобилей могут быть только инжекторные либо дизельные. Традиционные карбюраторные моторы не отвечают требованиям современных европейских стандартов. Кроме того, увеличивается ввоз в Россию современных иномарок, эксплуатация которых требует качественного топлива.

Верхи не могут, низы не хотят
По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, 70-80% его общей численности автопарка в стране составляют машины с двигателями экологического класса "Евро-2" и ниже. Использование сколь угодно хорошего топлива в таких автомобилях не сделает их более экологичными, но повысит расходы автовладельцев. Более того, использование топлива с более высоким октановым числом, чем требуется, увеличит износ двигателя и приведёт к его скорой поломке. Согласно регламенту, выпуск топлива с октановыми числами 80 и 92 (самые ходовые марки в России) должен быть прекращён 31 декабря 2008 года. Однако, владельцам старых автомобилей паниковать рано. Выполнить это требование техрегламента невозможно - российские нефтеперерабатывающие заводы не имеют возможности отказаться от производства низкооктановых сортов бензина. По оценке экспертов, лишь около 10% российского топлива соответствует стандарту "Евро-3", а около трети бензина вообще не подходит ни под один стандарт Евросоюза. Конечно, нефтяные компании были заранее предупреждены о новых требованиях к топливу и модернизация заводов идёт полным ходом, но к срокам, указанным в регламенте, полностью модернизировать НПЗ не удастся.

Без Аи-80 и Аи-92 - никак
Требования к октановому числу автомобильных бензинов - наиболее слабая часть документа. Намерение ограничить содержание серы, ароматики и прочих вредных веществ вполне понятно. Но октановое число - это эксплуатационный показатель качества, а не экологический. В России автомобильный парк требует Аи-80 и Аи-92, это объективная реальность. Многие заводы имеют технологическую возможность прекратить выпуск Аи-80, но не делают этого ввиду наличия спроса. И спрос будет сохраняться ещё много лет.

Итог
Основные идеи, заложенные в технический регламент, критики не вызывают. Выпускаемое топливо должно удовлетворять требованиям современных автомобилей и содержать как можно меньше вредных примесей. Вместе с тем, выпуск низкооктановых бензинов должен быть продолжен. Нет никакой необходимости вести борьбу с машинами, оснащёнными карбюраторными двигателями. Производство таких автомобилей не ведётся, ввоз их запрещён. Очевидно, что число карбюраторных автомобилей будет сокращаться и спрос на соответствующие виды топлива в результате исчезнет сам собой.




<<< к оглавлению

 




Партнёры:
 
 
 
  Rambler's Top100   "Нефтяное обозрение"
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДИЗАЙН САЙТА:
GERMES STUDIO