Нефтяное обозрение     • ИНТЕРЕСНОЕ ПРО НЕФТЬ И ГАЗ
• НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
• НЕФТЕГАЗОВЫЙ ФОРУМ
 
 

Российская нефтепереработка: пути развития

Российские НПЗ сравнительно мало пострадали в период приватизации, поскольку были включены в состав интегрированных нефтяных компаний. Нефтехимии, кстати, куда больше досталось от "эффективных собственников". В настоящее время заводы работают стабильно, увеличена глубина переработки, повышено качество товарных нефтепродуктов. Во-первых, это связано с выполненными мероприятиями по модернизации и вводом новых мощностей, во-вторых - со снижением объёмов первичной переработки с неизменной загрузкой вторичных процессов.

Между прочим, многим может быть интересно, что же все-таки обозначает понятие "глубина переработки нефти". Этот показатель рассчитывается следующим образом:

Глубина переработки = (Объём переработки - Объём производства мазута - Объём потерь и топлива на собственные нужды) / Объём переработки * 100

Соответственно, высокий показатель глубины переработки ещё не свидетельствует о высоком уровне развития производства. Если мазутные компоненты назвать как-нибудь по-другому (топливо Э-4, остатки К-3), сразу же можно декларировать увеличение глубины переработки. А, например, такой процесс, как каталитический риформинг, направленный на повышение октанового числа бензина, даже отрицательно влияет на глубину переработки. Мазута меньше не становится, зато увеличиваются технологические потери. Можно отбирать на первичной колонне вакуумный газойль (по сути - прямогонную фракцию) и грузить его на экспорт, а можно отбирать масляные фракции в том же интервале и делать из них моторные масла - в обоих случаях показатель глубины переработки будет одинаков.

Возникает закономерный вопрос - что же делать дальше? Многие специалисты-экономисты, убеленные и просветлённые, любят порассуждать на тему глубокой переработки, которая принесет несусветные деньги, если её продукты экспортировать. Но достаточно сравнить тарифы "Транснефти" (есть на сайте компании) и тарифы РЖД (есть программа расчёта на www.nge.ru), чтобы понять, что ничего это ничего не принесёт. Маржу переработки съедают тарифы на транспортировку, вот и всё. Исключение составляют КИНЕФ и Туапсинский НПЗ, которые расположены в непосредственной близости от морских портов. Экспорт сырой нефти выгоднее, чем экспорт нефтепродуктов с НПЗ, расположенных в глубине территории России. Правда, в настоящее время эффективность экспорта нефтепродуктов увеличивается за счёт более низкой вывозной пошлины. Смысл такой политики государства не совсем понятен, разве что этим достигается некоторое увеличение рабочих мест.

Как осуществляется планирование производства нефтепродуктов? Определяется потребность в бензинах для внутреннего рынка и ближнего зарубежья. Обратным ходом просчитывается необходимый для этого объём нефти. Поскольку выход бензина на российских НПЗ невелик, а потребности в дизельном топливе и мазуте на внутреннем рынке ограничены, то невостребованные объёмы отгружаются на экспорт. Фактически отгрузка нефтепродуктов на экспорт обеспечивает поддержание технологического цикла НПЗ.

Для повышения эффективности нефтеперерабатывающей промышленности необходимо кратное увеличение мощностей каталитического крекинга на существующих НПЗ, находящихся в глубине территории России, с параллельным снижением первичной переработки. Подобную операцию в свое время успешно осуществил Омский НПЗ. В дополнение требуется провести реконструкцию вакуумных блоков установок первичной переработки нефти с целью увеличения отбора вакуумного газойля, являющегося сырьём каталитического крекинга. За счёт роста мощности крекинга повысится выработка бензина, за счёт снижения объёмов переработки высвободится сырая нефть.

Создание новых перерабатывающих мощностей, ориентированных на экспорт, целесообразно в непосредственной близости от портов. Это возможно в Приморске (Балтика) и Приморском крае (Тихий океан - с учётом МН Тайшет-Находка). С Новороссийском сложнее, однако возможно найти в Краснодарском крае промышленную площадку и связать её с портом нефтепродуктопроводами. Это будет тот самый случай, когда маржа переработки не сокращается за счёт железнодорожных перевозок - погрузка в танкеры будет происходить непосредственно из товарных емкостей НПЗ. Помимо топливных, представляет интерес создание этиленовых и полимерных производств. Цена вопроса - $10-15 млрд. ExxonMobil еще в 90-х годах вложил в одну только нефтехимию $5 млрд...




<<< к оглавлению

 




Партнёры:
 
 
 
  Rambler's Top100   "Нефтяное обозрение"
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДИЗАЙН САЙТА:
GERMES STUDIO